Учитель-логопед

Что такое связная речь. от 21.03.24

Развиваем связную речь

 

 

 

Что такое связная речь?

 

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, об увиденном и услышанном, о выдуманном или прочитанном? Удается ли ему последовательно, подробно, точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции? К сожалению, не всегда.

А от уровня овладения детьми связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Как ребёнок будет общаться с одноклассниками и учителями? Насколько удачными будут его ответы у доски?

Связная речь существует в двух формах: диалог и монолог.

Диалог– первичная по происхождению форма речи. Диалог – это умение слушать и понимать собеседника, знать предмет, о котором идёт речь, умение самому задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника.

Монолог– связная речь одного лица. Монолог – это: 1) рассказ о себе, о событиях своей жизни; 2) пересказ прочитанного или услышанного, рассказ об увиденном; 3) описание предмета, явления; 4) составление рассказа по серии сюжетных картинок; 5) составление рассказа по сюжетной картинке; 6) рассказывание с элементами творчества, сочинение.

Связная речь формируется на протяжении всей жизни. А основы её закладываются в довольно раннем возрасте—в дошкольном детстве. Наша задача – помочь детям в этом, создать условия для развития связной речи.

 

Условия для успешного овладения связной речью:

 

-  формирование потребности в употреблении монологических высказываний: интересуйтесь всем, что происходит с ребёнком, с его друзьями, что он чувствует, что думает; играйте, читайте книги, вместе смотрите мультфильмы, ходите в театр, на выставки, обсуждайте всё происходящее;

 

-  усвоение соответствующих средств построения развернутого сообщения, т.е. определенный уровень развития лексико-грамматического строя речи.

 

Подготовительные упражнения для развития связной речи

 

Эти упражнения можно выполнять когда идёте в детский сад или домой из садика, во время прогулки, перед сном:

 

  • «Я знаю 5 названий … » (животных, транспорта, овощей и т.д., с возрастом количество увеличивать).

 

  • «Охота на слова» (что можно «поймать» в продуктовом магазине (витрина, хлеб, сметана, колбаса, сосиски, касса, весы, продавец), в троллейбусе, в театре и т.д.).

 

  • «Узнай предмет по деталям» (кузов, кабина, колёса, руль– что это?).

 

  • «Угадай, о чём я» (Красное, круглое, гладкое, сочное, сладкое, хрустящее – что это? Аналогичное упражнение «Сходи в магазин и купи тёплую, пушистую, длинную, лисью …» Также с глаголами - мяукает, царапается, мурлыкает…- кто это? Сначала взрослый, затем ребёнок.)

 

  • «Скажи наоборот» (веселый – грустный, вверх – вниз, добро – зло, завязывать – развязывать).

 

  • «Похожие слова» или «Скажи по – другому» (бежать – мчаться, невесёлый – грустный, недалеко – близко, маленький – крохотный).

 

  • «Один–много» (город–города, дерево–деревья).

 

  • «Скажи ласково» (дом–домик, машина–машинка).

 

  • «Новые слова» (листья падают–листопад, голубые глаза—голубоглазый).

 

  • «Какой он?» (если мяч из резины, значит он какой?- о любых предметах).

 

  • «Доскажи словечко»- ребенок должен закончить предложение: В лесу растут… Зимой на улице холодно, а летом … Мальчик едет на … Куртка висит где? (на любую тему)

 

  • «Наведи порядок» - составить предложение из слов (1. Любить, медведь, мёд, сладкий.2. Мышка поймала кошку.).

 

  • «Подбери рифму» (коша–ложка–крошка– картошка).

 

  • Заучивание стихотворений.

 

  • Полные ответы на вопросы – Что вы делали на прогулке? – На прогулке мы сначала подметали листья, потом строили замок из песка, играли в подвижные игры.

 

Это были подготовительные упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка. Регулярное выполнение таких упражнений является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний – пересказ, рассказ – описание, рассказывание по картинам и др.

 

Следующий этап – обучение рассказыванию

 

Вы можете предложить ребёнку следующие задания:

 

  1. Расскажи о любимой игрушке (о другом предмете) – Что это? Из чего сделано? Как устроено? Для чего нужно? (Сначала расскажите сами).

 

  1. Перескажи прочитанный рассказ, сказку, просмотренный мультфильм. (Помогите начать рассказывать. Поменяйтесь в середине рассказа – дайте ребёнку отдохнуть, часть сказки расскажите сами).

 

  1. Рассматривая сюжетную картину, можете задать ребёнку наводящие вопросы:

 

1)      какое время года?  2) кто изображён?  3) что делает?  4) что будет потом?

Оставить комментарий: