Готовность ребенка к школе. 14.04.21
Консультация для родителей
«Речевая готовность ребёнка к школе»
Ваш ребенок готовится стать школьником. Для воспитания
полноценной речи нужно устранить все,что мешает свободному общению
ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не
испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако
постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,
вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус , дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются
к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть
правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и
различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у
первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексикограмматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении
программ общеобразовательной школы.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять
звуковые и смысловые различия между словами; образовывать
прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Также к началу обучения в школе дети должны уметь:
-строить сложные предложения разных видов;
-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
-находить слова с определенным звуком;
-определять место звука в слове;
-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые
предложения на слова;
-членить слова на слоги (части);
-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ,
стихотворение и. т. п.
-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших
литературных текстов;
-драматизировать небольшие произведения;
-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;
-иметь представления о сезонных явлениях природы;
-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому
среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по
родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с
фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения
дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются
только дефектов произношения одного или нескольких звуков,как правило,
учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на
усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы,
не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками
звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при
обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы
этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и
синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда
сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не
замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на
усвоение ребёнком школьной программы.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и
специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной
работе.
Основная задача родителей в данный период времени - проявлять
активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ,это поможет
предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость
в общеобразовательной школе.
Что могут сделать родители,чтобы обеспечить речевую готовность
ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития
детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому
развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.
Речь должна быть четкой,ясной, грамотной, родителям необходимо как
можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем
или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1. Родители не слышат недостатков речи своих детей;
2. Не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти
недостатки исправятся сами собой.
Но время,благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок
из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить
ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его,взрослые постоянно
делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает
стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует
себя,отвечая на уроках,переживает из-за неудовлетворительных оценок по
русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить
правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и
вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в
коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а
во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять
формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного
общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Желаю успехов!