Готовим руку к письму. от 23.04.24
Готовим руку к письму
Очень важным навыком является готовность дошкольника к обучению письму. Для этого ребенка следует учить не только буквам и цифрам, но и развивать тонкие движения рук. Занятия можно начинать практически с младенчества. Для развития мелкой моторики есть множество методик. Приведем несколько вариантов занятий и игр с ребенком.
Для начала следует отметить три основных правила:
1.Заинтересованность. Ребенку должно нравиться занятие, вызывать живой интерес, желание продолжать. Поэтому, ни в коем случае не заставляйте ребенка «тренировать моторику». Пусть занятие проходит в виде игры. Раскрашивайте любимых героев мультфильма, нарисуйте вместе целую историю с четким понятием начала и конца, прошлого и будущего, действия и его результата. Когда ребенок понимает смысл занятия, оно становится для него более интересным и захватывающим.
2.Целеустремленность. Для ребенка не всегда интересно рисовать палочки и крючки. Далекая цель «научиться писать вообще» очень размыта. Разделите задания на маленькие конкретные цели. Например, проведите занятие «дорисуй по точкам», где ребенок, проведя те же линии, получит определенную картинку, о которой сразу не догадывался. Такая игра-загадка, которая помогает ребенку довести начатое дело до конца.
3.Взаимосвязь развивающих занятий. Для умения писать, для успешных занятий в школе требуется усидчивость, умение концентрировать свое внимание на определенном предмете или теме. Поэтому развитие ребенка должно быть комплексным и всесторонним.
Занятия на тренировку усидчивости и мелкой моторики рук. В эту группу занятий входит рисование; лепка из пластилина и соленого теста; раскрашивание и штриховка уже нарисованных предметов; различные виды рукоделия: вышивание, вязание, плетение макраме и фенечек; занятия аппликацией; шитье одежды для любимой куклы; пересыпание мелких предметов, переливание воды из одной емкости в другую. В последнее время становятся популярными занятия квиллингом с детьми-дошкольниками. Это отлично развивает мелкую моторику рук. Воспользуйтесь копировальной бумагой. И сведите понравившуюся картинку на другой лист. Подобные занятия имеют свойство успокаивать ребенка, настраивать на созидательные игры.
Ежедневно тренируйте детские ручки в бытовых делах. Ребенок уже с 1,5 лет может почистить яйца, чуть позже апельсины и мандарины. Это отлично развивает детские ручки. Делая такие серьезные дела, ребенок чувствует себя способным, нужным и взрослым. Не критикуйте, если ребенок смял яйцо или обрызгался апельсином. Позднее он с легкостью будет справляться с этим не простым для него делом. Все приходит с опытом.
Занятия для рук, тренирующие логическое и абстрактное мышление, достижение результата. Отличным средством для тренировки являются различные паззлы, кубики, логические игры-бродилки, разнообразные деревянные, металлические, пластмассовые и мягкие конструкторы. Эти игры задействуют взаимосвязь между образным выполнением задания игры и движением пальцев рук.
Таким же свойством обладает игра «что внутри». Насыпьте в непрозрачный мешок мелкие предметы одинаковой формы. Это могут быть бочонки лото, горох, бобы, зерна, шарики и проч. Положите в середину некий предмет, отличающийся от основного заполнения мешка по форме, текстуре и размеру. Ребенок опускает руку в мешок и находит спрятанный предмет. Ощупывает его и называет.
Занятия с пальцами рук. Эти упражнения не займут много времени, поэтому их удобно проводить каждый день.
«Кулак-ладонь-ребро». Положите руки на стол. Начинаем с правой руки. Сожмите ее в кулак, выпрямите ладонь, положите на ребро. При этом рука лежит на столе. Повторяем упражнение со второй рукой в той же последовательности «кулак-ладонь-ребро».
«Встретились и разбежались». Можно придумать свою историю о пальчиках. Держим руки перед собой, соединив ладони и пальцы. Пальчики встретились. Разводим пальчики и ладони в стороны так, чтобы они соединялись у запястья. Получится треугольник, расширяющийся вверху. Пальчики разбежались. Далее каждый пальчик встречается с братиком. Мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д. Когда все пальчики встретились, они обнимаются. Сожмите руки в «замок». Повторите упражнение сначала , но уже быстрее.
«Упражнение с резинкой». Для занятий подойдет банковская, канцелярская, обычная бельевая резинка. Пальчики вставляем внутрь резинки, соединенной в круг. Сжимаем и разжимаем ее. Регулируем резинку под размер руки ребенка. Это упражнение можно делать, вставив обе руки в одну резинку или для каждой руки приготовить собственный тренажер.